Конституционно-правовой смысл пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Конституционным судом Российской Федерации проверена конституционность пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которому установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н.Г.Малышевой, которая полагала, что указанные пункты противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку возлагают на гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанность сообщать о наличии у него судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения судом обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, - притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для представления гражданином при поступлении на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на государственную гражданскую службу.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13.02.2020 №8-П пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащийся в нем принцип единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями этого Федерального закона не предполагает расторжения трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.
Конституционный суд Российской Федерации отметил, что поступлению гражданина на государственную гражданскую службу (равно как и прохождению государственной гражданской службы) препятствует наличие у него не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости (пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Вместе с тем в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, и муниципальных служащих аналогичного ограничения Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусмотрено. На этом основании, а также учитывая, что установленное пунктом 2 статьи 5 названного Федерального закона единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы само по себе не предполагает их полного тождества, а значит, и автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости, сведения о наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, судимости как таковые не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию данного лица на муниципальную службу.
Конституционно-правовой смысл пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Другие материалы
- 11.03.2024 Что нужно указать в обращении, чтобы его рассмотрели?
- 11.03.2024 В какое время можно обратиться на личный приём в прокуратуру города Кировска Мурманской области?
- 11.03.2024 Обратная сторона информационно-телекоммуникационных технологий
- 11.03.2024 Кто проводит личный приём граждан?
- 11.03.2024 Какой закон регулирует порядок рассмотрения граждан?
- 11.03.2024 Как долго рассматриваются обращения граждан?