Официальный сайт органов местного самоуправления

города Кировска Мурманской области

 

Предварительные материалы, обосновывающие объемы (лимиты) изъятия охотничьих ресурсов (лось, бурый медведь) в сезоне охоты 2021-2022 годов на территории общедоступных и закрепленных охотничьих угодий Ковдорского, Терского районов, а также г. Кировск с подведомственной территорией Мурманской области

02.04.2021

Состав и содержание материалов установлены требованиями статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года № 372.

После проведения общественных обсуждений окончательный вариант материалов будет направлен на государственную экологическую экспертизу в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» с целью утверждения лимитов добычи охотничьих ресурсов в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проанализировав данные учетов численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, сведения о добыче прошедшего сезона охоты, Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - МПР МО), подготовило предложения по объемам (лимитам) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Документы представлены в объеме и составе, согласно рекомендациям от 27.05.1999 № 02-13/16-269 Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.

Нормативы допустимого изъятия диких копытных животных и бурого медведя рассчитываются в соответствии с приказами Минприроды России от 25.11.2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» и от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».

МПР МО запланированы общественные обсуждения в г. Ковдор (13.04.2021), г. Кировск (15.04.2021), пос. Умба (22.04.2021).

Объявление о проведении общественных обсуждений было размещено в областной газете «Мурманский Вестник» 10 марта 2021 года, а также на официальном сайте МПР МО во вкладке «Общественные обсуждения» (https://mpr.gov-murman.ru/activities/okhotniche-khozyaystvo/).

Постановлением Губернатора Мурманской области от 31.07.2018 № 81-ПГ «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Мурманской области» определены характеристики размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов Мурманской области, а также их границы (https://mpr.gov-murman.ru/documents/npa/regional/).

Приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 964 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» предусмотрено, что при осуществлении государственного мониторинга определяется, в том числе, численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов).

Единственной принятой методикой учета численности охотничьих ресурсов, позволяющей определить численность диких копытных животных, птиц и пушных зверей (за исключением зимоспящих и полуводных) является методика зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ), которая утверждена приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» (далее – Методические указания).

ЗМУ относится к числу комплексных учетов, при выполнении которого проводится относительный учет многих видов животных и встреченных на маршруте оседлых охотничьих птиц. Всего учитывается 12 видов основных охотничьих ресурсов.

В целях определения и уточнения ресурсов основных видов охотничьих животных в период с 01 января по 28 февраля 2021 года в 10 районах Мурманской области был организован и проведен зимний маршрутный учет численности охотничьих ресурсов: зверей и птиц в соответствии с Методическими указаниями.

На территории общедоступных охотничьих угодий учетные работы проведены силами государственных инспекторов и местными охотниками, имеющими опыт участия в проведении ЗМУ, на территории закрепленных охотничьих угодий – юридическими лицами – охотпользователями.

Всего в общедоступных охотничьих угодьях Терского района (далее – ООУ Терского р-на) пройдено 78 маршрутов ЗМУ протяженностью 787,54 км, Ковдорского района (далее – ООУ Ковдорского р-на) пройдено 40 маршрутов ЗМУ протяженностью 508,90 км, г. Кировска с подведомственной территорией (далее – ООУ г. Кировска) – 35 маршрутов ЗМУ протяженностью 398,00 км.

Метеорологические условия, сложившиеся в охотничьих угодьях Мурманской области в период проведения зимнего маршрутного учета 2021 года для диких копытных животных в целом по области были благоприятными, высота снежного покрова и его плотность позволила беспрепятственно передвигаться животным по угодьям, что в соответствии с требованиями методических указаний позволило в срок и в полном объеме выполнить учетные работы.

Состояние кормовой базы для копытных животных в области не вызывает опасений. Обширные площади зарастающих вырубок, гарей, заброшенных полей полностью обеспечивают кормами лося.

Бурый медведь отличается исключительной всеядностью, зверь легко переходит от одного вида корма к другому, как растительного, так и животного происхождения, но основу питания все же составляют растительные корма, поэтому в жизненном цикле медведя важную роль играет урожайность лесных ягод и растений.

Учеты численности бурого медведя проведены в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 17.07.2020 № 257 «О проведении учета бурого медведя на территории общедоступных охотничьих угодий Мурманской области в 2020 году» методом картирования следов жизнедеятельности в соответствии с методическими указаниями по определению численности бурого медведя (Москва, 1990 г.).

Площадь охотничьих угодий Мурманской области:

  • закрепленные 1093,32 тыс. га (8,2 %),
  • общедоступные 12208,58 тыс. га (91,8 %).

Добыча охотничьих ресурсов на территории Мурманской области носит в основном любительский и спортивный характер.

Основной причиной, влияющей на состояние популяции диких копытных животных в Мурманской области, является браконьерство. Незаконная охота осуществляется с применением снегоходной техники в период весенних настов и наносит существенный ущерб охотничьему хозяйству Мурманской области.  Пресс хищников на популяцию диких копытных животных не оказывает существенного влияния.

В 2018 году сотрудниками отдела государственного охотничьего надзора управления контрольно-надзорной деятельности МПР МО проведено 137 природоохранных рейдов и 4 плановых и внеплановых проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность в области охотничьего хозяйства на территории Мурманской области.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами МПР МО возбуждено 169 административных дел, вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 205,0 тыс. рублей, взыскано 199,0 тыс. рублей. В территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов России для принудительного исполнения направлены материалы в отношении 8 лиц. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 652,4 тыс. рублей, взыскан ущерб в размере 532,4 тыс. рублей.

В ходе проведения природоохранных рейдов сотрудниками МПР МО изъято 4 единицы огнестрельного охотничьего оружия. По факту незаконной добычи охотничьих ресурсов, установленного должностными лицами МПР МО, следственными органами возбуждено 1 уголовное дело по ст. 258 УК РФ. 

В 2019 году проведено 100 природоохранных рейдов, возбуждено 167 административных дел, вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 178,4 тыс. рублей, взыскано 187,6 тыс. рублей. В территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов России для принудительного исполнения направлены материалы в отношении 6 лиц. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 2070,9 тыс. рублей, взыскан ущерб в размере 540,0 тыс. рублей.

Выявлено 3 факта незаконной добычи 3 особей лося, возбуждено 3 уголовных дела по ч 2. ст. 258 УК РФ. Из них 2 уголовное дело прекращено по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (за не установлением лица, совершившего преступление).

В 2020 году Отделом государственного охотничьего надзора проведено 124 природоохранных рейда, возбуждено 146 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.37 Ко АП РФ «Нарушение Правил охоты». Вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 181,4 тыс. рублей, из них взыскано 179,4 тыс. рублей. По факту незаконной добычи охотничьих ресурсов возбуждено 1 уголовное дело по ст. 258 УК РФ.  Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 860,0 тыс. рублей, из них взыскано 540,0 тыс. рублей. Изъято 8 единиц охотничьего оружия.

В целях своевременного реагирования и выявления фактов нарушения природоохранного законодательства в МПР МО создан ГОКУ Мурманской области «Региональный центр лесного и экологического контроля», инспектора которого совместно с государственными инспекторами отдела государственного охотничьего надзора осуществляет природоохранные рейды в общедоступных охотничьих угодьях Мурманской области и на путях миграции диких копытных животных.

С целью повышения эффективности федерального государственного охотничьего надзора, минимизации факторов, негативно влияющих на численность охотничьих ресурсов, сохранения и роста численности основных видов охотничьих ресурсов Государственная программа Мурманской области «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов», утвержденная Правительством Мурманской области от 30.09.2013 № 570-ПП в 2015 году дополнена подпрограммой 6 «Охрана и рациональное использование животного мира и развитие охотничьего хозяйства» в рамках которой выполняется комплекс мероприятий, направленных на устойчивое существование и сохранение численности основных видов охотничьих ресурсов.

                                                                                                             

Таблица 1

Нарушения природоохранного законодательства по годам.

                                                                                                        

 

Выявлено нарушений   природоохранного законодательства

По годам,   (количество случаев)

2013 год

2014 год

2015 год

 

2016 год

2017 год

2018

год

2019

год

2020

год

 

78

 

97

 

115

 

 

132

 

101

 

169

 

100

 

146

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20) проводится анализ состояния популяции охотничьих ресурсов Мурманской области.

 

Лось

Согласно данным ЗМУ в 2021 году численность лося на территории общедоступных охотничьих угодий составляет:

 

ООУ Терского р-на

490 особей

ООУ г. Кировска

347 особей

ООУ Ковдорского р-на

399 особей

 

Кормовые ресурсы для лося представлены характерными древесными, кустарниковыми и травянистыми видами растений лесотундровой и тундровой ландшафтных зон. Кормовая емкость угодий применительно к лосю остается стабильной. Распределение населения лося на территории области определяется совокупностью основных лимитирующих факторов: наличие доступных кормов, высота снежного покрова, насты, антропогенное воздействие.

Указанные факторы, вероятно, являются и причинами сезонных миграций. Роль кормов при выборе места обитания у лося является наиболее важной, особенно в зимний период, когда видовой состав и доступность кормов резко сокращается. Круглый год животные предпочитают кормиться в молодняках, где обилие и кормовые свойства растений наиболее высоки. С наступлением зимы глубокий снежный покров вынуждает животных покидать наиболее кормные участки по вырубкам и гарям и перемещаться вглубь лесных массивов с менее кормными угодьями, но с более доступными кормами.

При сильном воздействии фактора беспокойства происходит активная миграция животных из более открытых участков в лесные, с более высокими защитными свойствами, а также на территории заказников. Сезонные миграции лосей, обусловленные недостатком сезонных кормов, высотой снежного покрова характерны для различных районов ареала и являются следствием поиска мест обитания, свойства которых наиболее близки к оптимальным.

Показатель бонитета в ООУ и в закрепленных охотничьих угодьях (далее – ЗОУ) Терского района для лося соответствует 4 классу (средние), хозяйственно-целесообразная численность лося в ООУ Терского района рассчитана в 5379 особей. Показатель бонитета ООУ Ковдорского района и ООУ г. Кировск с подведомственной территорией соответствует 3 классу (вышесредние), хозяйственно-целесообразная численность лося для ООУ Ковдорского района – 1945 особей, для ООУ г. Кировск – 1410 особей.

В соответствии с приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» в сезоне охоты на лося 2021 – 2022 гг. (на взрослых самцов лося с 01 по 30 сентября 2021 года, на все половозрастные группы в период с 15 сентября 2021 года до 10 января 2022 года, в том числе особей до 1 года) исходя из показателя численности (особей) на 1000 га площади категории среды обитания, на которую определялась численность данного вида охотничьих ресурсов, норматив допустимого изъятия составит в ООУ Ковдорского района, ООУ г. Кировск составит 5 %, ООУ Терского района составит 3 % (таблица 2).

Заявки на квоту в закрепленных охотничьих угодьях Терского района на добычу лося в сезоне охоты 2021-2022 г.г. будут представлены охотпользователем СПК РК «Всходы коммунизма» до 10 апреля 2021 года согласно приказу Минприроды России от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» и будут рассмотрены на общественных обсуждениях (22 апреля 2021 года).

 

Медведь

Учет численности медведя и его достоверность во многом определяется знанием учетчиками экологии, этологии и основ охоты на медведя.

Государственные инспектора МПР МО, на основании собственных многолетних наблюдений и опроса жителей с достаточной достоверностью определяют и прогнозируют плотность населения медведя во всех районах области.

Учет медведя проводится дважды в год. Весной, после выхода медведей из берлог, а также визуально с отметкой следов жизнедеятельности с середины июля до конца осенней охоты.

Бурый медведь – эвритопный вид. В природе вполне мирно уживается с другими видами. Врагов у медведей нет, кроме волка, которые могут приспособиться добывать медвежат.

Несмотря на достаточно хорошо выраженную территориальность медведя, в одних и тех же местах весной, летом и осенью встречаются следы разных зверей.

Результативность охоты связана с повышенной плотностью населения медведей. Динамика численности зверя позволяет утверждать, что популяция бурого медведя находится в благополучном состоянии при устойчивой тенденции к росту поголовья.

Динамика численности медведя на территории Мурманской области по данным учета за последние пять лет представлена ниже в таблице 3.

 

Таблица 3. 

 

Вид жив.

 

2016

2017

2018

2019

2020

числ.

(гол.)

в % к 2015

числ.

(гол.)

в % к 2016

числ. (гол.)

в % к 2017

числ. (гол.)

в % к 2018

числ. (гол.)

в % к 2019

Бурый медведь

936

111

%

961

102,7

%

988

102,8 %

994

100,6 %

1118

112,5%

 

Необходимо учесть, что рост численности бурого медведя приводит к увеличению ущерба сельскому хозяйству (в том числе оленеводству) и возникновению угрозы жизни и здоровья людей.

По результатам учетных работ в общедоступных охотничьих угодьях в 2021 году численность бурого медведя составила:

 

ООУ Терский р-н

150 особей

ООУ г. Кировск

92 особей

ООУ Ковдорский р-н

82 особей

 

В сезоне   охоты   2021-2022 годов на медведя в осенне-зимний период с 1 августа по 31 декабря 2021 года и в весенний период с 21 марта по 10 июня 2022 года, считаем целесообразным поставить возможную квоту и допустить изъятие бурого медведя:

 

ООУ Терский р-н

22 особей

ООУ г. Кировск

13 особей

ООУ Ковдорский р-н

12 особей

 

Таким образом, квота на добычу особей медведя составит - 15 % от численности и соответствует установленным нормам допустимого изъятия от 0% до 30%.

Заявки на квоту в закрепленных охотничьих угодьях Терского района на добычу бурого медведя в сезоне охоты 2021-2022 г.г. будут представлены охотпользователем СПК РК «Всходы коммунизма» до 10 апреля 2021 года согласно приказу Минприроды России от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» и будут рассмотрены на общественных обсуждениях (22 апреля 2021 года).

 

Выводы:

Принимая во внимание степень антропогенной нагрузки на окружающую среду Мурманской области считаем, что состояние охотничьих ресурсов большинства видов оценивается удовлетворительно. Вместе с тем, МПР МО стремится к рациональному использованию запасов охотничьих видов, строго в рамках утвержденных лимитов.

 

Таблица 2

Предложения по установлению квот добычи лося в общедоступных охотничьих угодьях Ковдорского, Терского районов, а также г. Кировск с подведомственной территорией

Мурманской области

п/п

Наименование муниципальных   районов (районы, округа), охотничьих угодий, иных территорий

Площадь категорий   среды обитания охотничьих ресурсов охотничьего угодья, иной территории на   которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, тыс. га  

Численность вида охотничьих ресурсов, особей

Показатель численности, особей на 1000 га

Квоты добычи

%  от численности

особей

в том числе.

старше 1 года, особей

до 1 года, особей

2018 г.

2019 г.

2020

г.

2021

г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

самцы с   неокостеневшими рогами (пантами)

самцы во время

гона

без подразделения по   половому признаку

 

1

ООУ г. Кировска

306,2

77

184

233

347

0,3

0,52

0,66

1,13

5

17

0

0

14

3

2

ООУ Ковдорского р-на

365,9

432

381

303

399

1,3

0,95

0,76

1,09

5

19

0

0

16

3

3

ООУ Терского р-на

1070,6

267

327

423

490

0,3

0,25

0,33

0,46

3

14

0

0

12

2

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение: Опросный лист.


Другие новости