Музейно-выставочный центр «Апатит» приглашает на выставку
Музейно-выставочный центр «Апатит» приглашает на выставку, где фотография превратилась в самостоятельное искусство и повлияла на всю советскую культуру.
Дата открытия: 11 декабря 2025 года, 18:00
Даты проведения: с11 декабря 2025 по 25 января 2026 года
Место проведения: МВЦ «Апатит», г. Кировск, пр. Ленина, 4а
«Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать… Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним»
А. Родченко, журнал «Новый ЛЕФ».
Музейно-выставочный центр представляет выставку «Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники» из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Фотоавангард того времени был не просто художественным направлением, а отражением духа времени, стремления к новаторству и преобразованию реальности. Александр Родченко и его современники искали новые способы выражения, новые визуальные языки, которые могли бы передать динамику и новаторский дух молодого советского государства.
На выставке представлены 72 фотоработы Александра Родченко, Георгия Петрусова, Макса Пенсона, Михаил Прехнера, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Якова Халипа, которые позволяют зрителю погрузиться в эпоху масштабных социальных и художественных экспериментов.
Главный лозунг Октябрьской революции 1917 года – построение нового мира, преобразование реальности – был услышан и поддержан молодой российской интеллигенцией, литераторами, художниками, режиссерами, композиторами и, конечно, фотографами. Молодое государство нуждалось в быстром переходе в ряды своих сторонников бóльшей части населения страны. Гигантский социальный эксперимент спровоцировал волну художественных экспериментов. В авангарде этого движения был Александр Родченко – живописец, дизайнер, фотограф, активно работавший и в театре, и в кинематографе, и в рекламе.
Для Родченко фотография – искусство (именно так назывался текст, написанный им для журнала «Советское фото» в 1934 году, но опубликованный впервые только в 1971), обладающее своим изобразительным языком. На тот момент это было утверждением, которое Родченко приходилось доказывать и своим творчеством, и своими теоретическими работами. Родченко призывал своих коллег быть разнообразными и фиксировать мир во множестве возможностей и точек зрения.
Открытые им формальные фотографические приемы – динамичная диагональная композиция, съемка с неожиданных точек, форсированная перспектива, смелое использование сверхкрупных планов – брались на вооружение не только его учениками и последователями из фотографической секции группы «Октябрь» (Елеазар Лангман, Борис Кудояров, Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович, Давид Шулькин, Виталий Жемчужный, Анатолий Скурихин), но и идейными и эстетическими противниками из Российского объединения пролетарских фотографов (РОПФ), а также фотографами, не входившими ни в какие группы и объединения (Георгий Петрусов, Михаил Прехнер, Яков Халип, Макс Пенсон, Эммануил Евзерихин и др.).
В октябре 1928 года авторы журнала «Новый ЛЕФ» вошли во Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда «Октябрь» – архитекторы братья Веснины, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, художники Александра Дейнека, Густав Клуцис, Соломон Телингатер. В 1929 году была создана фотосекция, которую возглавил Александр Родченко. Романтический взгляд на перемены, происходившие в стране, наполнял живым чувством работы фотографов-авангардистов.
В 1931 году в Доме печати состоялась выставка членов группы «Октябрь», на которой были показаны фотографии Александра Родченко, Елеазара Лангмана, Бориса Игнатовича, Давида Шулькина, Ольги Игнатович и других. Выставка подверглась жестокой критике.
Родченко был исключен из группы, ее возглавил Борис Игнатович. Впрочем, дальнейшая история фотогруппы «Октябрь» оказалась очень короткой: как и другие творческие объединения, она просуществовала только до апреля 1932 г., когда вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно‑художественных организаций».
Дальнейшие изменения в общественно-политической жизни страны привели к насаждению в советском искусстве метода социалистического реализма; на долгие годы фотоавангард – самое яркое и живое явление в советской фотографии – был забыт.
Несмотря на то что фотоавангард был забыт на долгие годы и уступил место социалистическому реализму, сегодня мы имеем возможность вновь обратиться к этому яркому и живому явлению в советской фотографии. Выставка «Фотоавангард 1920–1930-х. Александр Родченко и его современники» дает шанс по-новому взглянуть на художественные эксперименты той эпохи, оценить новаторство и смелость фотографов-авангардистов.
Приглашаем вас познакомиться с работами, которые когда-то опередили свое время, и увидеть, как фотоавангард отражал дух социальных перемен и художественные искания эпохи.
Выставка работает на 3 этаже МВЦ до 25 января 2026 года ежедневно с 10:00 до 21:00 (вход до 20:00), кроме санитарного дня.
Вход свободный: 0+
Актуальное расписание мероприятий и график работы МВЦ «Апатит»: mvc-apatit.ru
Адрес: г. Кировск, Мурманская область, пр. Ленина 4а
Контактный адрес эл.почты для справок и информации: museumapatit@phosagro.ru
Другие новости
- 04.12.2025 «Единая Россия» запустила всероссийский фотоконкурс объектов инфраструктуры, созданных по народной программе партии
- 04.12.2025 Администрация муниципального округа город Кировск информирует
- 03.12.2025 Филиал ППК «Роскадастр» по Мурманской области информирует
- 03.12.2025 Отделение Социального фонда РФ по Мурманской области информирует
- 02.12.2025 Администрация муниципального округа город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области информирует
