Официальный сайт органов местного самоуправления

города Кировска Мурманской области

О городе  /  Почетные граждане города Кировска  /  Савоткин Николай Александрович
 

Савоткин Николай Александрович

Ветеран педагогического труда, пенсионер, почетный работник общего образования, учитель, руководитель школ г. Кировска добившийся высочайших достижений в обеспечении благополучия и развития в городе Кировске через улучшение здоровья населения всех возрастов; через развитие наук об образовании, экологии, управления, экономики, психологии; через развитие теории и практики воспитания и образования; через представление науки, образования Мурманской области на зональных, российских, союзных педчтениях, на региональных, российских, международных научных и научно-практических конференциях, на международных научных симпозиумах, конгрессах, форумах в России и за рубежом, международных конкурсах; имеющего открытия в разных областях знаний и деятельности.

Савоткин Николай Александрович профессионально эрудирован во всех вопросах теории и практики обучения, воспитания, психологии, развития человека, в вопросах руководства и управления коллективами и образовательными процессами. Аналитический ум и творческие способности позволили за время работы и после выхода на пенсию внести большой вклад в оптимизацию и повышение качества учебно-воспитательного процесса при сохранении и улучшении здоровья всех участников обучения и воспитания не только в руководимых им школах, но и в Мурманской области и за ее пределами. Об опыте многогранной деятельности Н. А. систематически сообщалось в местных, областных Мурманских и Калужских, центральных СМИ.

Приоритетом в его деятельности является формирование максимального развития генных возможностей человека в процессах обучения, воспитания, формирования здорового деятельного образа жизни и создания гармоничных отношений с окружающей средой. Исследования и теоретические выводы позволили по многим направлениям улучшить систему образования и воспитания, разработать принципиально новые технологии образовательного процесса и управления ими на основании глубоких знаний психологии, физиологии, познавательной деятельности учащихся, работы мозга, развития интеллекта и самого человека. Например, разработана теория развития человека от момента зачатия, теория, позволяющая объяснить условия появления талантов, вундеркиндов, гениев и дегенеративных отклонений. В разработке теории контрактной самооценочной рефлексивной технологии развивающего обучения открыта принципиально новая возможность обучения с максимальными мотивацией и самостоятельностью учащегося (не ученика!). В технологии исследовательского решения задач рассматриваются подходы преодоления проблем с неопределенными и недостаточными условиями.

Другим приоритетом деятельности Савоткина Н. А. является организация воспитания человека деятельного, разработка теории и практики этого процесса.

Во всех случаях основополагающим приоритетом его деятельности является сохранение и улучшение здоровья учащихся, их родителей и учителей, поиски и теоретические обоснования, проверка на практике условий здорового образа жизни. Теоретические выводы о возможности уменьшить заболеваемость участников учебного процесса на 20-30% подтвердились в трехлетием 1992-1993 гг эксперименте: в сложнейших социальных условиях пропуски по болезни учащихся и учителей 1 школы сократились на 30-40% в сравнении с 1990 и, особенно, с 1996 годами. Только за счет организации здорового образа жизни в условиях авторского суточного и годового счета времени. Одно из предложений Н.А. в организации жизни населения озвучено Президентом Медведевым Д. А. в феврале 2011г.

Во всех видах деятельности Н.А. добивается высших результатов и стремится распространением опыта довести работу других до этого уровня. Это подтверждается большим числом отличников образования, заслуженных учителей, получивших гранты Сороса, имеющих высшие квалификационные разряды среди тех, в становлении которых как профессионалов он участвовал. Большая часть учителей Кировска, руководителей школ, многие учителя Апатитов, Мончегорска обязаны становлением Савоткину Н.А.

Применяя передовые методы преподавания и творчески их осмысливая, Н.А. в любых по составу и численности классах всегда добивался высоких результатов. Проводившиеся систематически контрольные работы областные и министерские его классы выполняли без провалов, результаты всегда были лучшими или среди лучших в области и по физике, и по математике. Результаты всегда отмечались в справках ИУУ и облоно: физика 1967, 1969, 1971, 1976, 1981, 1986, 1989; математика 1966, 1970, 1977, 1981, 1986, 1993 гг. Экспериментальный письменный экзамен по алгебре, устный по геометрии за 9 класс его ученики в 1972г. сдали лишь с одной «тройкой» на двух экзаменах - лучший результат не только по Мурманской области. Качество преподавания математики и физики подтверждается 100% сдачей вступительных в вузы экзаменов, систематическими победами его учеников в олимпиадах всех уровней - до международного включительно - по математике, физике и астрономии. За 43 года преподавания ни одного второгодника. Достижения его учеников подтверждают теоретические обоснования неограниченных возможностей человека. Например, 116 Хибинской гимназии, сформированный из классов педподдержки и одного из вспомогательной школы, за год обучения у Н.А. сумел подняться до сдачи государственного экзамена по алгебре и началам анализа только на 4-5. В мае семь учеников стали студентами (2000г). Следующий 11а класс Хибинской гимназии в 2001 этот экзамен сдал только на «отлично». Все годы уроки Савоткина Н,А. были открытыми для учителей области. Работая в группе творчески работающих учителей физики области, в группе ведущих учителей математики области, на научно-практических конференциях, оказал серьезное влияние на уровень преподавания этих предметов в Мурманской области. Многогранная творческая деятельность Н.А. в управлении учебно-воспитательным процессом и коллективами обобщена в его теоретических работах, с которыми он выступал на н.-пр. конференциях, курсах повышения квалификации руководителей образования, на систематически проводившихся семинарах для области в школах 7, 1, 13. Школа 1 под его руководством была лидером с 1972г. по 1996г. в Кировске и одной из ведущих области в организации учебно- воспитательного процесса и его результативности, лучшей в СССР по организации летних трудовых лагерей. Заслуги Н.А. в руководстве школой систематически отмечались на уровне города, области, РСФСР, СССР.

Общественная деятельность Н.А. направлена на улучшение учебно-воспитательного процесса в школах области, на воспитание нравственных качеств в обществе, экологического просвещения, организацию здорового образа жизни населения не только Кировска, но и Мурманской области.

Опыт, практическая и теоретическая работа Савоткина Н. А. заслуживают серьезного внимания, изучения и поощрения. Учитывая большой, заслуженный авторитет в городе Кировске среди ветеранов труда и среди всего населения города, Совет ветеранов войны и труда г. Кировска надеется на поддержку депутатов Кировского городского совета депутатов о присвоении звания «Почётный гражданин города Кировска», Савоткину Николаю Александровичу.

Председатель Совета ветеранов войны и труда г. Кировска